Николай Бердяев: Афоризмы Н.А. Бердяев

Богословие и философия 4 мин.

Афоризм есть микрокосм, он отражает макрокосм, в нем — все». Так писал в автобиографической книге «Самопознание» Николай Александрович Бердяев, выдающийся православный философ-богослов. Наш журнал неоднократно обращался к теме жизни и творчества Н.А. Бердяева, см..например, в 1992 г. № 2, с. 42–53, № 5, с. 65–78 В этом афоризме об афоризме, как в малой капле вод, проявляется столь характерная для Бердяева краткость и яркость мысли и, в то же время, «космичность» (масштаб) в его подходе к любому феномену и ноумену сотворенного Богом мира. Прежде всего поэтому, а не только из-за дефицита книг Бердяева, где-то в конце 70-х годов некоторые его мысли были собраны Я. Кротовым в небольшой самиздатской книжечке «Афоризмы Бердяева (Энциклопедия по Бердяеву)». Публикуя небольшую часть этого сборника, мы полагаемся не только на интерес наших читателей к творчеству Н.А. Бердяева, но в неменьшей степени, и к проблемам, по которым составитель «заставил» его высказаться.

К каждому приведенному здесь афоризму в квадратных скобках даются ссылки на источник и на соответствующую страницу.

А.М. Копировский

А

д — это когда мы Бога проклинаем, а не когда Он нас проклинает, — Бог никогда не проклинает [1, 214].

Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром [1, 287].

Страшно не то, что Бог сделает со мной. Страшно то, что я сам с собой сделаю [8, 298].

Благодать Христова есть преодоление злой свободы и доброй необходимости [13, 1, 198].

Божия любовь в темной стихии преломляется как Божья ярость [13, 1, 166].

Воля к оригинальности совсем не есть воля к тому, чтобы быть особенным, а к тому, чтобы черпать свое сознание из первоисточника [8, 175].

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад [6, 55].

Доказательность есть один из соблазнов, которым мы ограждены от истины [3, 82].

Жалость есть разделение богооставленности твари, любовь есть разделение жизни в Боге [8, 155].

Нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо [11, 81].

Не только злоба против добра, но и злоба против зла разрушает духовный мир человека [13, 1, 263].

Истина есть освещение тьмы, и потому не может быть истины о тьме бытия [4, 38].

История есть встреча и борьба человека с Богом [9, 212].

Клерикализм есть господство ангельского начала в мире вместо начала человеческого [4, 63].

Личность есть лишь в том случае, если есть Бог [7, 23].

Личность — тайна одного, брак — тайна двух, церковное общество — тайна трех [3, 158].

Необходимость есть падшая свобода [4, 144].

Новый Завет не отменяет Ветхого Завета для ветхого еще человечества [3, 223].

Нравственное сознание началось с Божьего вопроса: «Каин, где брат твой Авель?». Оно кончится другим Божьим вопросом: «Авель, где брат твой Каин?» [8, 297].

Прогресс не есть нарастание добра и отмирание зла, это раскрепощение мировых и человеческих сил для последней борьбы добра и зла [1, 101].

Психоанализ есть психология без души [8, 79].

Революция есть догнивание старого режима. И нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение [7, 66].

Для русского человека характерно качание между святостью и свинством [5, 79].

Свобода есть право на неравенство [6, 1525].

Смертная казнь есть насилие, совершаемое государством над Богом [8, 222].

Интересность и значительность человека определяется тем, что в нем есть дырочка, просверленная в бесконечность [8, 162].

Честь есть блюдение в человеке образа и подобия Божьего [4, 256].

Эстетизм есть претензия на рай в грехе [8, 312].

 

Работы Н.А. Бердяева, из которых выбраны афоризмы

Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907С точки зрения вечности. СПб., 1907Духовный кризис интеллигенции. СП., 1910Смысл творчества. М., 1916Судьба России. М., 1818О философия неравенства. ИМКАПовое средневековье. Берлин, 1924О назначении человека. И. 1931О рабстве и свободе человека. П., 1939Русская идея. П., 1946Царство Духа и царство кесаря. П., 1949Спасение и творчество. «Путь», П.Философия свободного духа. Т. I, 11. П. 1927, 1928

 

 

* Наш журнал неоднократно обращался к теме жизни и творчества Н.А. Бердяева, см..например, в 1992 г. № 2, с. 42–53, № 5, с. 65–78.

×

№13-15 1993 год

Скачать номер: EPUB MOBI PDF

Проповедь

Сергей Аверинцев: Проповедь во Владимирском соборе б. Сретенского монастыря, произнесенная 21 марта 1993 г. 10 мин.

Архимандрит Таврион (Батозский): Из проповедей 11 мин.

Е.Н.: Спасо-Преображенская пустынь, август 1977 г. 4 мин.

Священник Георгий Кочетков: Проповеди (март 1991 г.) 99 мин.

Миссионерство и катехизация

Устав Православного Миссионерского Общества (проект), им. свт. Иннокентия, митр. Московского 14 мин.

Богословие и философия

Николай Бердяев: Афоризмы Н.А. Бердяев 4 мин.

Библеистика

Послание к Римлянам св. апостола Павла. Новый перевод с древнегреческого священника Леонида Лутковского 47 мин.

Церковная жизнь

Интервью с о. Борисом Бобринским, о. Михаилом Евдокимовым и Оливье Клеманом 12 мин.

Священник Георгий Кочетков: О поездке во Францию 16 мин.

Поэзия

Джордж Герберт: Молитва. Перевод Д. Щедровицкого 1 мин.